Родителям

Профилактика ОРВИ  в осенний период/orvi.docx

Здоровьесберегающие технологии как условие создания успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду/konsultacija_adaptacija.docx

 

Советы по подготовке ребенка к школе:
1. Во-первых, не травмируйте ребенка, если он - левша, не переучивайте  с левой руки на правую.

2. Во-вторых, , учите ребенка схематично рисовать солнце, домик, дерево, человечка, елку, машину, траву и располагать их на листе бумаги прежде, чем приступить к обучению ребенка писать  буквы.

3. Следующий необходимый навык -штриховка.Научите ребенка заштриховывать  карандашами раскраски.  Воспитание аккуратности при заштриховывании фигур приведет к свободному владению карандашом, что значительно облегчит обучение написанию прописных букв.

4. Для того, чтобы, чтобы ваш малыш хорошо учился в школе, он должен с первых своих дней слышать красивую, четкую речь, не сюсюкайте, говоря с ним.

5. Многие авторы большую роль отводят настольным играм, лото по классификации различных предметов обихода,транспорта, животных, , вплоть до более сложных игр, тоже  лото,например, по сказкам А.С. Пушкина. Во время таких игр активность повышается ребенка, он учится подчиняться дисциплине, плану игры.

6. Подготовку к школе хорошо говорящего ребенка можно начинать в 4,5 - 5 лет, так как  именно в  этом возрасте малыш становится обучаемым, вы можете помочь ему слышать отдельные звуки. Легче всего дети выделяют гласные звуки о, а, у. Четкое попеременное артикулирование гласных является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ. Затем можно перейти к утрированному  произнесению звуков М-П-Б, Н-Д-Т. Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая – мышц кончика языка. Делать это надо эпизодически, во время игр. Помните, что если у ребенка пяти лет плохое произнесение звуков, то надо срочно обратиться к логопеду! Нарушения речи бывают разные, и сроки их преодоления могут продлиться не один месяц!

7. Полезно проводить с ребенком веселую  игру на вычленение из фразы того или иного слова с вопросами: "Муха летает? Дом летает? Пароход плавает? Самолет плавает?"  Затем с перечислением тех предметов, которые летают, плавают, относятся к группе слов, обозначающих посуду, мебель, и т.д.

8. В это же время ребенка можно обучать делению слов на слоги при помощи хлопков в ладоши. Ребенок от вас узнает, что такое "звук", "гласный звук", "согласный звук", "твердый, мягкий звук"... Он учится читать. Можно сшить или купить  ему "кассу" букв с кармашками, в которых красным карандашом написаны гласные, другими цветными карандашами написаны звонкие и глухие согласные звуки, и ребенок уже сможет сложить слова: папа, мама, своё имя и другие.

9. Далее родители могут по-новому подойти к рассматриванию ребенком картинок, когда он начинает вслушиваться в вопрос и  осмысливать окончания глаголов и существительных: «мальчик поет, сестра и брат поют» и определять, сколько слов во фразах. Ребенок уже вслушивается в вопросы: "Кто? Что делает?",  слышит предлоги и обозначает их буквами при складывании легких фраз.

10. Особое внимание следует уделить умению малыша пересказать любимую сказку или рассказ,  с обязательным умением употреблять имена героев фильма или сказки. Учите своё дитя  культуре речи, если вдруг он принесет в дом нецензурное слово, спросите его: "Разве я произношу такие слова? Так говорят только некультурные люди. По радио, телевизору таких слов никто не говорит. Не пачкай такими словами свой  язычок", либо сделайте вид, что не заметили его.

11. В пять-шесть лет малыш способен воспринимать  геометрические фигуры (треугольник, квадрат, овал, круг),  знак равенства (как две одинаковые черточки), ему можно показать, написание цифр в пределах десяти, ребенка можно обучить элементарным словам "прибавить" , "отнять", "получится",  решать легкие задачи на вычитание и сложение на знакомых  предметах.

12. Ориентироваться в часах пятилетнему малышу  трудновато, но он может уже знать написание некоторых цифр и следить за стрелочками. Кроме часов, хорошо, если ваше чадо будет знать названия нескольких стран и городов.  Малыш должен знать самых известных героев нашей Родины, а также имена нескольких авторов, написавших для детей  сказки.

13. Постепенно приучайте ребенка к порядку: свои игрушки малыш должен убирать вместе с вами, а потом – сам. Для карандашей, тетрадей, фломастеров,альбомов должно быть своё место.

14. Следите за правильной посадкой ребенка за столом. Если стол высоковат для него, можно на стул подложить книги или подушки.

15. Обязательно проверьте остроту слуха и зрения у малыша хотя бы за 1 год до его поступления в школу, т.к.  от их  состояния тоже  зависит его успех или неудачи в школе.

16. Для развития мелких мышц руки рекомендуем следующие виды упражнений: перекладывание мелких игрушек  пальцами, которые держат ручку; расстегивание и застегивание пуговиц; развязывание и завязывание узелков; завязывание и развязывание лент, шнуровок; плетение закладок, ковриков из ниток и так далее.

Помните,вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!


При подготовке консультации использовались материалы следующих авторов:
Бурлакова М.К. Советы логопеда. – М.: В.Секачёв, 2001.
Макарьев И. Если ваш ребенок левша. – СПб., 1995.
Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студентов пед. Вузов. – М.: Гуманитар.      изд. центр ВЛАДОС, 2007.

 

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста.

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией.

Диалогическая речь симулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника). Развитие диалогической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествование, описанием. Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь — характер монолога.

В работе с детьми среднего дошкольного возраста воспитатель уже больше внимания уделяет качеству ответов детей; он приучает их отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Необходимо приучить детей организованно участвовать в беседе на занятии: отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания своих товарищей.

Детей шести-семи лет следует учить более точно отвечать на поставленные вопросы; они должны научиться объединять в распространенном ответе краткие ответы своих товарищей.

Обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника.

Однако взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью — необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д. Когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

Дыхательная гимнастика.

Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхатель­ные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме ки­слородного питания с помощью дыхания происходит и энерге­тическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека./dykhatelnaja_gimnastika.docx

Двигательная активность. В детском саду для увеличения двигательной активности создаются условия, в которых двигательные способности раскрываются полностью./rjanina_dvigatelnaja_aktivnost.pptx

 

Безопасность ребенка на прогулке в зимний период /igry_zimoj_na_progulke.docx

 

"Физическое воспитание ребёнка" (консультация для родителей)

 

       Физкультура как средство профилактики и лечения заболеваний находит все более широкое применение в практике. К средствам физической культуры относятся специальные общефизические упражнения, подвижные игры, а также закаливание и массаж.

       Гимнастические упражнения укрепляют дыхательные мышцы, способствуют нормальному развитию грудной клетки, в результате чего повышается вентиляция легких, увеличивается газообмен, улучшается легочное кровообращение, и кровь быстрее насыщается кислородом; облегчается работа сердечно-сосудистой системы. Под влиянием физических упражнений улучшается работа органов пищеварения, повышается моторная деятельность кишечника, что устраняет запоры и скопления газов, усиливает выделение пищеварительных соков, лучше всасываются пищевые вещества, усиливается обмен веществ.

       Упражнения желательно выполнять при открытой форточке, лучше на воздухе, приобщая ребенка к природе.

       Утренняя зарядка облегчает переход от сна к бодрствованию, позволяет организму быстрее включиться в работу. Для нее предпочтительнее такие упражнения, которые воздействуют на разные группы мышц. Желательно включать упражнения для туловища, мышц рук, ног, брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов. Выполнять их надо в определенной последовательности: вначале подтягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, туловища и ног. Заканчивают зарядку прыжками и бегом, после чего делают упражнения, успокаивающие дыхание. Продолжительность зарядки в зависимости от возраста от 10 до 30 минут. Упражнения постепенно усложняются, ускоряется и темп движений. Комплекс упражнений желательно менять каждые 7-10 дней.

       Очень хорошо, если родители будут делать зарядку вместе с ребёнком. Это сделает занятия более эмоциональными и привлекательными для малыша.

       После утренней зарядки надо провести водные процедуры - душ или обливание, после чего энергично растереться полотенцем до ощущения приятной теплоты. Растирать тело надо по ходу кровеносных сосудов: от кисти рук до плеча, от спины до бедер, а живот и грудь - круговыми движениями справа налево.

       Полезно совмещать прогулки со спортивными упражнениями, играми. В игре совершенствуются двигательные навыки ребёнка, повышается его эмоциональный тонус, кроме того, подвижные игры на свежем воздухе дают хороший оздоровительный эффект.

       Ходьба на лыжах - наиболее доступный зимой вид спорта, благотворно влияющий на организм ребенка. Во время лыжной прогулки в работу вовлекаются почти все группы мышц. Укрепляются сердечно-сосудистая и дыхательная системы, опорно-связочный аппарат, улучшаются обменные процессы в организме. Общение с природой успокаивает, создает положительный эмоциональный настрой. Но главное преимущество этого спорта - длительное пребывание ребенка на чистом воздухе, насыщение организма кислородом. К лыжному сезону лучше готовиться с осени. В утреннюю зарядку надо включать упражнения для развития мышц рук и ног, совершать пешие походы, бегать трусцой. Главное условие для начинающих - постепенность в увеличении нагрузки.

       Лучшее средство повышения работоспособности - это физические упражнения. Признание великого французского мыслителя и писателя Ж.-Ж. Руссо как нельзя лучше иллюстрирует взаимосвязь деятельности мозга с движениями. "Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться".

       Наш век породил стремление к знаниям. И некоторые родители спешат приобщить к ним совсем маленьких детей, насыщая их чрезмерной информацией. К чему это может привести? К ломке естественного развития нервной системы, раннему ее истощению, к неврастении.

 

 

Игры в ограниченном пространстве.

 

На основе полученных данных диагностики, в результате изучения мониторинга состояния здоровья и физического развития детей, использование игровых пособий и атрибутов, при организации игр в условиях ограниченного пространства необходимо применять следующие атрибуты: коврики, ортопедическую дорожку, змейку-бревно, шнур-косичку, лесенку из толстых шнуров и перекладин из тесьмы, большие надувные мячи. Рекомендуемые игры в ограниченном пространстве: Игры с ковриками Оборудование: текстильные коврики с разноцветными геометрическими фигурами. "Гигантские шаги" Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; Ход игры: коврики раскладываются по кругу, на расстоянии большого шага ребенка. Дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик ( прямые, боковые шаги, на пальцах, на пятках, спиной вперед). Простота игр, разнообразные варианты применение различных предметов, возможность дозировать физическую нагрузку стимулировали детей и взрослых к придумыванию новых вариантов. Из практики педагога: Интересно детям заниматься с ковриками, где нашиты геометрические фигуры: игры «С кочки на кочку» дети прыгают по коврикам. «Гигантские шаги»- дети шагают с коврика на коврик. "Веселая дорожка" Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, внимания4 формирование перекрестных движений; оречевление пространственных отношений; закрепление знания формы, упражнение в прыжках и беге. Ход игры: коврики располагаются на полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка. Выбирается водящий, который первый прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, стараясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам. " Займи свое место" Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики; координации, внимания; формирование перекрестных движений; закрепление знаний формы и цвета. Ход игры: коврики располагаются по большому кругу. Воспитатель дает словесное указание любому играющему ребенку, какой коврик он должен занять и так все дети занимают свои места. По сигналу дети разбегаются и по новому сигналу занимают: 1- свои коврики. 2- любой коврик. После чего каждый называет, на каком коврике он оказался. Игры с ортопедической дорожкой. Оборудование: дорожка голубого цвета, длинной 1,5 м. длинной. " Домик щенят". Цель: Развивать координацию движений, упражнять в равновесии, ходьбе, прыжках, ползании. Ход игры: дети ходят по дорожке друг за другом, перепрыгивают через нее, ползают (купаются). "Огород". Цель: развивать мелкую моторику рук. Ход игры: дети перебирают пальцами наполнители, имитируя работу на грядке. " Котята". Цель: упражнять в ползании на четвереньках. Ход игры: хождение на четвереньках по ортопедической дорожке. Игры с цветными шнурами. Оборудование: цветной шнур-косичка длиной 60-70 см. " Зайчики". Цель: упражнять в прыжках. Ход игры: Из шнуров сделаны круги. Дети прыгают из шнура в шнур, как зайцы. "Нора лисички". Цель: упражнять в подлезании. Ход игры: воспитатель держит шнур-косичку в виде круга, как обруч. Дети- лисички прячутся в нору от охотников, пролезая в "обруч". "Солдаты на тренировке". Цель: развитие различных мышц туловища, формировать умение самостоятельно выполнять различные физические упражнения для рук, ног, туловища. Ход игры: выбирается водящий и назначается командиром. Солдаты на тренировке выполняют упражнения за командиром н: шнур в обеих руках внизу, поднять шнур вверх, опустить; наклоны , шнур в вытянутых руках вперед и т.д. "Паутинка". Цель: упражнять в перелезании, подлезании, пролезании между натянутых шнуров. Ход игры: дети преодолевают препятствия перелезая через натянутый шнур, затем подлезают под шнур, пролезают между двумя натянутыми шнурами. "По мостику". Цель: упражнять в равновесии, развивать уверенность, внимание, профилактика плоскостопия. Ход игры: дети идут друг за другом не торопясь по шнуру . Игры с лесенкой. Оборудование: лесенка сделанная из двух толстых шнуров и "перекладин" из тесьмы. "Поднимись по лесенке". Цель: упражнять в равновесии; развивать воображение; профилактика плоскостопия. Ход игры: дети идут по лесенке, шагая широкими шагами. "Преодолей препятствие". Цель: закреплять умение ходить боком; упражнять в равновесии; развивать воображение. Ход игры: дети идут боком, по лесенке, лежащей на полу. Игры с мешочками. Оборудование: мешочки с песком разных размеров. "Веселые негритята". Цель: упражнять в равновесии, развивать внимание. Ход игры: Дети переносят мешочки с грузом на голове, ходьба по ортопедической дорожке, между шнурами. "Через кочку". Цель: упражнять в прыжках. Ход игры: дети перепрыгивают через мешочки с песком. "С кочки на кочку". Цель: развивать умение запрыгивать и спрыгивать на большие мешочки с песком. Ход игры: дети запрыгивают на мешочек с песком и спрыгивают с него. "Урожай в кладовочку." Цель: упражнять в забрасывании мешочков в короб. Ход игры: дети забрасывают мешочки с песком в короб. "Аист" Цель: упражнять в равновесии. Ход игры: дети стоят на одной ноге с мешочком на голове. Применять методические рекомендации по организации обучения детей основным видам движений в условиях ограниченного пространства: 1.Использование новых атрибутов для повышения двигательной активности в условиях группы. 2.Создание проблемных ситуаций, например: имитируя разведчиков, дети идут друг за другом, прыгают с кочки на кочку и т.д. 3.Ходьба: чаще использовать ходьбу на носках и с предметами на голове, для формирования ощущения правильной осанки. Давать задания, в которых изменяется темп при ходьбе, с разным положением рук, умение чередовать ходьбу с другими движениями. 4.Бег: обращать внимание на согласование движения рук и ног, непринужденность движений. Следить за тем, чтобы в беге ставили стопы ближе одна к другой, не разводили в стороны носки ног. 5.Прыжки: особое внимание обращать на мягкое приземление, а не преодоление высоты или длины. Лучше организовывать подпрыгивание, тогда внимание ребенка на отвлекается необходимостью преодоления препятствия, а сосредоточенно на самом движении. 6.При ползании на четвереньках обязательный последующий переход в вертикальное положение и активное выпрямление позвоночника. Регулярное усложнение препятствий, которые нужно преодолевать. 7.Обращать внимание на уверенность выполнения статичных поз. 8. Точно дозировать упражнения и применять их в разнообразных комбинациях и вариантах. Обеспечить избирательный характер воздействия на отдельные звенья двигательного аппарата, отдельные группы мышц и определенные системы организма - в зависимости от конкретных задач.

Что такое двигательная активность?

Двигательная активность обеспечивает  рост и развитие ребенка за счет энергии, получаемой извне. Существуют следующие формы двигательной активности: утренняя гимнастика, спортивные  праздники, дни здоровья, гимнастика после сна. Ритмическая гимнастика, спортивные игры и упражнения, подвижные игры, динамическая пауза, (физкультминутка)

 

Образовательная деятельность «Физическая культура», логоритмика  и психогимнастика.

 

 В нашей группе наряду с обычными видами и формами в двигательной активности популярны комбинированные, когда часть деятельности мальчики и девочки выполняют по-разному.

 

 К детям предъявляются разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкость, ритмичность, затраты дополнительных усилий – для мальчиков; пластичность, выразительность и грациозность для девочек. При разработке комплексов упражнений учитываем двигательные предпочтения мальчиков (бег, метание предметов, лазанье) и девочек (упражнение с мячом, лентой, скакалкой, шнуром, танцевальные движения)